АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА И ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Общие требования к системам.
Требования к интерфейсу системы.
Представляется, что системы данного класса должны быть рассчитаны на, так называемых, «квалифицированных пользователей», и разрабатываться для графических операционных систем (типа Windows). Однако не стоит чрезмерно усложнять окна, меню и кнопочные панели для придания системе вида «сложного продукта» в целях игры на псевдопрофессионализме пользователя. Пользователь при работе с программой должен применять свои методы анализа, а не учиться работе с ней и, уж тем более, повышать при работе с ней свой образовательный и профессиональный уровень — для этого есть учебные заведения и специальная литература. Этого можно достигнуть путем использования стандартного образа кнопок (например, дискетка на кнопке сохранения), всплывающих подсказок и правильной проработкой окон диалога. У пользователя программы не должно возникать необходимости в обращении к файлам справки для совершения тривиальных действий (введения и сохранения данных, выбора объекта анализа и т.д.).

С другой стороны, у пользователя повышенной квалификации должна быть возможность «вручную» просматривать, выбирать и настраивать как элементы интерфейса, так и структуры данных, с которыми работает система (на уровне таблиц и полей таблиц).

Основные понятия, на которые опирается система,
и методы работы с этими понятиями.
Исходя из анализа присутствующих на рынке систем и нашего собственного опыта, представляется, что основным понятием в них должен стать показатель. Показатели могут рассчитываться как на основе исходных данных, так и на основе других показателей, а также быть импортируемыми. Показатели могут объединяться в группы по сущности — несколько показателей одинаковой природы (например, характеризующие достаточность капитала банка) или по объектам, на основе которых они рассчитываются — например, отношение капитала к активам по нескольким банкам, либо по одному банку на несколько дат, причем у пользователя должен быть доступ как к группе в целом, так и к каждому показателю из группы. Вместе со значениями показателей могут храниться и такие их характеристики, как дата создания, объект, на основе которого они рассчитывались и т.д. Система должна поддерживать такие методы работы с показателями, как создание, удаление, экспорт-импорт, пересчет показателя, сравнение показатели, а также, математические функции над показателями и статистические функции над группами показателей.

Организация данных в системе.
На наш взгляд, данные в системе должны быть организованы с выделением, по крайней мере, двух уровней: постоянного и изменяемого. На постоянном уровне удаление и корректировка данных (например, остатков и оборотов по лицевым счетам в системах внутреннего анализа или данных отчетности других банков в системах дистанционного анализа) должны быть максимально затруднены, а в случае систем для внутреннего анализа некоторые виды данных должны оставаться без изменения. На изменяемом уровне, к которому относятся прежде всего показатели, корректировки и удаление должны быть доступны (при выводе предупреждений), однако должна быть возможность сохранять при необходимости одинаковые показатели, рассчитанные на базе одних и тех же данных, но возможно по измененным алгоритмам. Квалифицированные пользователи должны иметь возможность не только менять сами данные (на изменяемом уровне), но и их структуру, а также добавлять и изменять индексы.

Обеспечение безопасности системы.
Для обеспечения безопасности в системах (особенно для внутрибанковского анализа) должны быть предоставлены возможности создания различных групп пользователей с различными правами на просмотр, создание, редактирование и удаление данных. Также должна быть возможность шифрования данных для защиты от их просмотра с использованием других средств. Операции по резервному копированию/восстановлению данных на наш взгляд могут быть вынесены из систем и производиться внешними программами.

Системы, предназначенные для внутреннего анализа деятельности банка.
Назначение и задачи систем — повышение эффективности работы и осознанности управления банка.
Системы, предназначенные для внутреннего анализа деятельности банка, должны быть помощниками в решении задач бюджетирования, анализа доходности направлений деятельности банка, конкретных продуктов и выгоды от работы с конкретными группами клиентов, управления ликвидной позицией банка, анализа рисков кредитных портфелей, прогнозирования доходов-расходов банка и планирования направлений развития его операций, определения положения собственного банка среди других банков и его анализ (вместе с анализом тенденций изменения этого положения). Сотрудники, работающие с этими системами, должны быть способны с их помощью готовить отчеты руководящим органам банка, кредитному комитету, другим внутрибанковским органам для информирования о текущем и прогнозном положении дел, а также вырабатывать рекомендации для действий в стандартных и критических ситуациях.

Необходимая информация для анализа собственной деятельности.
Система, предназначенная для анализа собственной деятельности банка, должна получать информацию из различных источников. В первую очередь, это базы данных системы Операционный день, и их архивы за необходимый период времени. Также система должна получать информацию о существенных условиях договоров (сроках, видах, ставках и т.д.) для прогнозирования нужды в ресурсах и будущих доходов и расходов банка. Для анализа кредитных портфелей и клиентской базы банка система должна получать данные из «карточек клиентов». Для адекватной оценки направлений развития банковской системы России и своего места в ней необходимы как агрегированные, так и подробные данные по другим банкам (минимально — балансы и отчеты о прибылях и убытках).

Системы, предназначенные для дистанционного анализа деятельности банка.
Назначение и задачи систем — снижение рисков банка при работе с организациями-контрагентами.
Системы дистанционного анализа деятельности банка чаще всего используются в отделах, отвечающих за выбор банков-партнеров: отделах коротношений, дилинговых подразделениях, отделах по контролю за рисками, службах безопасности. Такие системы предназначены для поддержки принятия решений как по работе с конкретным банком, так и по возможности общесистемных рисков, возникающих в кризисные моменты.

Необходимая информация для анализа деятельности контрагентов.
Для успешной работы с такими системами однозначно необходимыми являются балансы по счетам второго порядка и отчеты о прибылях и убытках исследуемых. Однако в качестве базы для сравнения необходимы также агрегированные показатели, рассчитанные по группам банков, к которым принадлежат рассматриваемые. АЦФИ публикует такие показатели, рассчитанные по группам банков, разделенных в соответствие с территориальным признаком. Также некоторые показатели можно найти и в других публикациях (напр. в Бюллетене банковской статистики). Для удобства работы система должна быть открыта к импорту и экспорту любых данных, как непосредственно связанных с конкретным банком, так и являющихся характеристикой всей системы (например, ставки по вкладам частных лиц конкретного банка, и в среднем по Москве).

Существующие на российском рынке системы дистанционного анализа.
На российском рынке существует ряд систем дистанционного анализа банковской деятельности, более или менее удовлетворяющих перечисленным выше условиям. Первой (в хронологическом порядке) появилась система фирмы «ИНЭК». К сожалению, этой системе присущи некоторые недостатки, объясняющиеся закрытостью идеологии построения. Так, процедура импорта данных в систему осложнена (особенно это касается импорта данных по нескольким банкам из одного файла), старые версии системы не поддерживали баланс со входящими остатками, затруднено описание методик анализа, а их перенос на другие платформы просто невозможен. Фирма СВОП (ныне Вестона), разработав свою систему, применила способ реализации методик на встроенном скрипт-языке, что позволило делать методики анализа легко переносимыми и отчуждаемыми, однако процедура импорта необходимых данных (особенно не привязанных к конкретному банку) не проста, и пользователь (в не зависимости от квалификации) практически не имеет возможности управлять структурами данных. Система, разработанная АЦФИ, лишена этих недостатков, и позволяет квалифицированному пользователю просматривать и управлять данными на уровне структуры таблиц и индексов. Также система АЦФИ позволяет пользователю работать над методиками с использованием всех средств и функций хорошо развитого языка Visual Basic.

Тенденции развития систем мониторинга и
финансового анализа банковской деятельности
В настоящее время системы внутреннего анализа банковской деятельности развиваются многими фирмами-разработчиками автоматизированных банковских систем в рамках аналитической надстройки над АБС (например, система «Нострадамус» фирмы «Програмбанк», «Финансовый калькулятор» фирмы ФОРС и др.). Это вызвано необходимостью решения задач по внутреннему управлению в крупных банках, но малые и средние российские банки пока не имеют нужды в такого рода системах (по крайней мере, сравнимой с их ценой). Потребность в системах дистанционного анализа гораздо выше, что обуславливает дальнейшее развитие такого класса систем и их методической базы.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.