Комплексный подход к внедрению современных ИБС

 

Расширение маркетинговых преимуществ банка на рынке банковских услуг часто сопряжено с нехваткой или вообще отсутствием необходимого уровня автоматизации банковской деятельности. Банки, активно расширяющие спектр предоставляемых клиентам услуг нередко сталкаваются с такими проблемами, как:

отсутствие возможности обработки огромных объемов данных, обусловленных большим числом совершенных транзакций в специализированных банковских системах при широком использовании разнообразных финансовых инструментов (в том числе многих валют);

различие в региональной специфике банковской деятельности;

соответствие учета и ведения банковских операций требованиям законодательных органов;

формирование и контроль большого набора лимитов и ограничений по банковским операциям;

функционирование банка как целостной организации при его территориальной раздробленности;

структурная реорганизация банка в связи с изменяющейся спецификой деятельности.

Эти проблемы возникают при использовании устаревших или не предназначенных для крупных банков автоматизированных банковских систем и могут стать серьезным препятствием для осуществления широкомасштабной банковской деятельности. Современные ИБС решают указанные проблемы, как за счет широкой функциональности, гибкой системы настройки системы под индивидуальные требования и масштабируемости, так и за счет комплексного подхода к внедрению в банки.

Например, при внедрении в банки ИБС «Афина» в качестве одной из стратегий внедрения принимается классический структурный подход. Выделяются отдельные этапы в проекте внедрения:

обследование технологии работы банка;

настройка системы по результатам обследования;

ввод начальных данных;

тестирование системы;

обучение сотрудников банка;

опытная эксплуатация;

промышленная эксплуатация.

По каждому этапу составляется расписание работ, указываются результаты их выполнения и итоговые документы, определяется ответственность со стороны Банка и Фирмы, назначаются менеджеры проекта внедрения с обеих сторон, составляется календарный план выполнения работ. Часть работ по внедрению после предварительного обучения выполняется сотрудниками Банка под руководством менеджера проекта внедрения со стороны Банка. Это позволяет повысить эффективность работ и уменьшить сроки внедрения. Специалисты Фирмы под руководством менеджера проекта внедрения со стороны Фирмы обеспечивают текущее планирование, доработки и настройку системы под индивидуальные требования Банка. При этом качественное проведение обследования технологии работы банка и настройки системы в итерационно-возвратном цикле выполнения этих этапов (т.е. проведение серии дообследований и донастроек) при согласовании ожидаемых результатов между специалистами Фирмы и Банка гарантирует получение Банком ИБС, удовлетворяющей его потребностям.

Преимуществом данного подхода является его прозрачность, проработанность методологии в деталях, сравнительная легкость планирования и документирования как процесса в целом, так и отдельных этапов. Однако, с методологической стороны проекты внедрения систем такого класса как ИБС «Афина» несут на себе все достоинства и недостатки, свойственные структурному подходу к созданию сложных систем. К завершающим этапам проекта происходит существенное нарастание его сложности. Небольшие ошибки, допущенные на начальных этапах внедрения, приводят к большим проблемам на завершающих этапах, что требует значительных трудозатрат от участников проекта для его выполнения. Поэтому, при данном подходе очень важно контролировать выполнение работ и вовремя устранять расхождения в понимании специалистов Фирмы и Банка материалов обследования и результатов настройки системы, проводить обучение сотрудников Банка в достаточном количестве с последующей их сертификацией и т.п.

С появлением на рынке ИБС Интегрированной банковской системы УМалая АфинаФ перед банками открывается уникальная возможность построить индивидуальную информационную систему класса ИБС УАфинаФ при невысоких затратах, характерных для тиражируемых систем. Новый подход к созданию индивидуальной информационной системы опирается на два фактора:

быстрый запуск ИБС «Малая Афина» с заложенной базовой моделью работы банка;

гибкие возможности перенастройки модели банка, присущие ИБС УАфинаФ.

Так как ИБС УМалая АфинаФ и ИБС УАфинаФ разделяют общий программный код, отличаясь модулем настройки документооборота, процесс построения индивидуальной системы строится в несколько этапов по методу Упостепенных улучшенийФ.

1. В банк устанавливается ИБС УМалая АфинаФ в базовой конфигурации. Она имеет сравнительно небольшие сроки внедрения — около 2-3 месяцев. Так как в основу системы заложена типовая модель банка, то исключаются наиболее время- и ресурсоемкие этапы установки: обследование технологии работы и настройка системы. Кроме того, поскольку эта модель является общей для всех банков, то исключаются дополнительные этапы по тестированию и отладке документооборота. Далее происходит ввод начальных данных,обучение сотрудников, опытная эксплуатация и запуск в промышленную эксплуатацию. На этом этапе закладывается основа для последующего построения комплексной системы с единым документооборотом.

2. Происходит установка модулей ИБС УМалая АфинаФ из расширенной конфигурации. Срок внедрения зависит от количества внедряемых модулей. Установка затрагивает различные подразделения банка, и модули интегрируются с ядром системы и документооборотом, внедренными на предыдущем этапе.

3. Сотрудники банка проходят глубокое обучение методике описания технологии работы банка, внутреннему устройству и перенастройке системы. После сертификации Учебно-методическим центром Фирмы сотрудники смогут самостоятельно изменять бизнес-логику системы, приобретя модуль ИБС УАфинаФ, отвечающий за настройку, и используя документацию по перенастройке системы.

4. Обученные специалисты банка, возможно, с привлечением консультантов Фирмы описывают принятые в банке технологии работы. В результате фиксируются отличия требуемого документооборота от заложенного в ИБС УМалая АфинаФ, и составляется пошаговый план перенастройки системы.

5. Перенастройка схем документооборота проводится отдельно по каждой банковской операции. Это позволяет на каждом шагу добиться устойчивого работоспособного решения с минимальным количеством ошибок, т.к. каждый последующий шаг перенастройки отличается от предыдущего только одной операцией при фиксированных и отлаженных на предыдущем шаге остальных операциях.

6. При значительных различиях в схемах документооборота можно применить методику итерационно-возвратных циклов, когда полная перенастройка системы совершается за несколько циклов, приводящих только к небольшим изменениям во всех перенастраиваемых схемах.

7. Сопровождение системы в значительной степени может осуществляться обученными специалистами банка. Поддержка системы Фирмой на разных этапах может быть различной — от недорогого базового уровня (поставка новых версий и консультации) до индивидуального (отдельный проект сопровождения).

Приведенный подход существенно (в 2-3 раза) снижает стоимость внедрения системы в банк, т.к. основные затраты банка при этом связаны с приобретением лицензий на систему и обучением сотрудников. Происходит экономия на наиболее дорогостоящих услугах Фирмы по внедрению — обследовании технологии работы и настройке системы. Эти работы могут быть выполнены сотрудниками банка, возможно, с незначительным привлечением консультантов Фирмы. Кроме того, сам процесс построения и модификации индивидуальной информационной системы банка находится под полным контролем банка, что позволяет развивать систему в желаемом направлении и строить партнерские отношения с Фирмой настолько глубоко, насколько это необходимо для поддержания производственных процессов.

Описанные процессы внедрения является лишь двумя из множества возможных вариантов. Они отражают разнообразный подход Фирмы к внедрению ИБС УАфинаФ — в зависимости от потребностей и возможностей банка, в который происходит внедрение. Однако, при любом варианте самая главная составляющая комплексного подхода к внедрению — развитие партнерских отношений банка и Фирмы, поддержание духа сотрудничества и взаимопонимания, что позволяет успешно выполнить задачи по автоматизации любой степени сложности.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.