Разговор по интернету

Все началось с компьютерных игрушек, затем стали появляться приложения, позволяющие осуществлять переговоры между пользователями локальной сети. И наконец появилось то, что называется интернет- или IP-телефонией — телефонные переговоры через всемирную сеть интернет.

Три вида IP-телефонии
Cо времен изобретения первого телефонного аппарата А.Г. Беллом в 1876 г. телефония практически не испытывала конкуренции со стороны других технологий. Первую угрозу своему положению она почувствовала в 70-е годы, когда начала обсуждаться идея передачи речи по компьютерным сетям. Однако, в силу ограниченных возможностей существовавших тогда технологий, реализация этой задачи не была доведена до коммерческого применения. В начале 90-х годов, когда появились компьютеры, оснащенные средствами мультимедиа, и широкое распространение получила сеть интернет, стало возможным и актуальным вернуться к решению этой задачи, что и было, естественно, сделано. Развитие IP-телефонии началось с обеспечения возможности голосового общения по сети интернет.
Сценарий «компьютер-компьютер» реализуется на базе бытовых компьютеров, оснащенных средствами мультимедиа и подключенных к сети интернет. Наиболее распространенным программным обеспечением являются пакеты MicroSoft NetMeeting и Internet Phone компании VocalTec, Netscape тоже имеет свой вариант — Cool Talk. Для реализации этого сценария надо, чтобы в сети существовали сервера адресов, преобразующие имена пользователей в динамические адреса IP. Естественно, что если вы имеете постоянные IP-адреса то вас и вашего адресата эта проблема не волнует. Такая квазителефонная связь, естественно, возможна при условии, что оба общающихся компьютера не просто включены, но и находятся в сети интернет. Поэтому такая дешевая связь (по цене выхода в интернет) требует какой-либо «сигнализации» о том, что надо поговорить, или предварительной договоренности о времени «выхода в эфир».

Привлекательность IP-телефонии для пользователя заключается в значительно более низкой (примерно на порядок) стоимости телефонных переговоров по сравнению с обычной междугородной или международной телефонной связью. Например, в США некоторые провайдеры предоставляют междугородную телефонную связь по тарифам от 10 центов за минуту, в то время как телефонные компании на больших расстояниях требует до 3 долларов за минуту. Причем воспользоваться такой возможностью можно не только со стационарного телефона, но и с обычного сотового телефона…
Интернет протокол
Основа всемирной сети ИНТЕРНЕТ это Internet Protocol (IP), регламентирующий работу всех узлов коммутации и конечных компьютеров. Этот протокол сетевого уровня обеспечивает маршрутизацию пакетов информации в сети и контролирует их прием. Он, однако, не гарантирует своевременную доставку всех пакетов. Таким образом, пакеты могут искажаться, задерживаться, передаваться по различным маршрутам (а значит, иметь различное время передачи) и т. д. В сетях с маршрутизацией, к числу которых принадлежит сеть интернет, как правило, не известно, через какое количество узлов предстоит пройти пакету, пока он не достигнет адресата. Поэтому «время в пути» не является постоянным и носит случайный характер. Более того, в интернете маршрут последующего пакета может отличаться от маршрута, по которому был передан предыдущий пакет.
При передаче речевой информации проблема времени доставки данных по сети становится основной. Это вызвано необходимостью поддерживать общение абонентов в реальном масштабе времени, для чего задержки не должны превышать 250 — 300 мс. Восприятие речи человеком очень чувствительно к задержкам, причем как к ее величине, так и колебаниям. Для телефонной связи задержка не должна превышать 150 мс при работе по наземным линиям связи и 250 мс — при использовании спутниковых каналов. Любопытно, что при звонках в пределах одной сотовой сети задержки сигнала укладываются в 120 мс, но при роуминге даже из Санкт-Петербурга или просто при звонках из «Би-Лайн» в МТС время в пути возрастает до 250 мс. Однако, в отличие от сотовых систем связи, где задержка сигнала достаточна стабильна в IP-телефонии, это время плавает и далеко не всегда возможно одновременное ведение разговоров, т.е. связь носит симплексный характер, как при использовании рации — сначала говоришь, потом слушаешь. Случается порой и заметное эхо, но это редкое событие, как и при сотовых разговорах. По этим же причинам передача факсов без использования компьютера еще недавно была невозможна по каналам интернета, но сейчас ситуация потихоньку меняется, и некоторые провайдеры уже обеспечивают работу стандартных факсов через IP-соединение.
Поскольку транспортные возможности сети интернет не способны обеспечить такое качество IP-телефонии, которое соответствовало бы даже таким низким тарифам, то для соединения шлюзового оборудования нередко используют выделенные каналы, т. е. предоставляют в некотором смысле уже не совсем услугу интернет-телефонии. При этом для передачи речи часто используются не протоколы IP, а технологии типа «Voice over Frame Relay» или «Voice over ATM», применение которых позволяет повысить качество передачи речи и одновременно установить низкие тарифы на услуги телефонной связи. Интернет-провайдеры, предоставляющие услуги IP-телефонии, достаточно часто в качестве транспортных каналов используют арендуемые у телефонных компаний каналы.
Несмотря на проблемы с качеством связи, мировой трафик IP-телефонии уже достиг 10% от общетелефонного, и уже к 2010 году прогнозируется, что около 50% всех междугородных разговоров будет происходить по сети интернет. Сегодня только в России около сотни операторов предоставляют услугу IP-телефонии, начиная от мелких региональных, кончая крупными, находящимися на связи со всем миром.

Владислав ВОВК

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.