ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К АДАПТИВНОЙ ПОИСКОВОЙ СИСТЕМЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОРТАЛА
Предлагаются понятия информационного образовательного портала и адаптивной поисковой системы для него, описывается принцип ее работы и основные требования, предъявляемые к ней. На их основе делается вывод о ее структуре.
Одно из направлений современной образовательной технологии заключается в предоставлении обучаемому большого объема информации, из которого он должен выбрать наиболее существенную и полезную для себя. Самостоятельная работа с таким объемом информации требует длительного времени, а иногда просто невозможна. Соответственно возникает необходимость в инструментальных средствах, облегчающих поиск в этой области с помощью «фильтрации» предоставленной информации.
Для решения этой задачи создается адаптивная поисковая система для информационного образовательного портала и, прежде всего, определяются требования, предъявляемые к ней и ее структура.
Под информационным образовательным порталом (ИОП) понимается взаимосвязанное системное многоуровневое объединение различных информационных ресурсов и сервисов (включая Internet), имеющее вертикальную структуру, информационное наполнение которого предназначено для образования.
Адаптивная поисковая система (АПС) ИОП – программная система, обеспечивающая настройку под конкретного пользователя, в соответствии с целевой установкой обучения, базовыми знаниями и принятой методикой изучения дисциплины. Она осуществляет поиск, обработку, фильтрацию и выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Таким образом облегчая пользователю анализ проблемы и процесс обучения.
Принцип работы АПС для информационного образовательного портала представляется следующим образом.
- Пользователь настраивает АПС под свои личные требования поиска и приема информации.
- Дается задание на поиск требуемых пользователю данных.
- Портал производит распознавание информации (тип объекта, формат документа и т.д.).
- Полученные данные структурируются и категоризируются.
- Полученная и распознанная информация из интернета проходит через «фильтр» (адаптивную поисковую систему), установленный пользователем.
- Отфильтрованные данные передаются пользователю.
Из рассмотренного принципа работы вытекают следующие требования к адаптивной поисковой системе:
- многоуровневость и многофункциональность;
- развитые возможности персонификации;
- высокоскоростной доступ к релевантной информации;
- развитый сквозной поиск;
- способность выявлять и отсеивать неиспользуемую информацию.
Для реализации этих требований структура АПС для информационного образовательного портала может состоять из:
- Приложения. В системе портала инструментом пользователя являться браузер или навигатор, который обеспечивает пользователю доступ к страницам в необходимом формате и позволяет менять настройки «под себя».
- Системы обеспечения безопасности. Обычно включает в себя стандартные методы защиты, такие как: криптографическое кодирование, задание пароля, присваивание идентификатора и т.д.
- Приложения интеллектуального анализа или системы управления знанием, позволяющие сформировать удобные механизмы доступа к данным, сконструировать отчеты о собранной информации, неучтенных данных.
- Репозитария – хранилище метаданных об информационных объектах, пользователях и т.д. Метаданные указывают тип объекта, раздел, к которому он принадлежит, формат документа и его содержание.
- Подсистемы публикаций и подписки, позволяющих пользователям публиковать свои документы и подписываться на получение необходимой информации и внешних источников.